Литература в США в довоенный период

(составлено по разным источникам – Джулия и Аллан)

В Новом Свете, не только в начале XIX века, но и спустя несколько десятилетий, на книжном рынке господствовали главным образом произведения английских писателей и литература, переведенная с других европейских языков. Американская книга с трудом пробивала себе дорогу к отечественному читателю. В то время в Нью-Йорке уже существовали литературные клубы, но во вкусах царила английская литература и ориентация на европейскую культуру: американское в буржуазной среде считалось «вульгарным».

Основным направлением в литературе первой половины 19 века был романтизм.

Оно сложилось к рубежу второго и третьего десятилетий и сохраняло господствующее положение вплоть до окончания Гражданской войны (1861-1865). В становлении романтизма прослеживается три этапа. Первый этап – ранний американский романтизм (1820-1830-е годы). Его непосредственным предшественником был предромантизм, развивавшийся еще в рамках просветительской литературы (творчество Ф. Френо в поэзии, Ч. Брокден Брауна в романе и др.). Крупнейшие писатели раннего романтизма – В. Ирвинг, Д.Ф. Купер, У.К. Брайент, Д.П. Кеннеди и др. С появлением их произведений американская литература впервые получает международное признание. Идет процесс взаимодействия американского и европейского романтизма. Ведется интенсивный поиск национальных художественных традиций, намечаются основные темы и проблематика (война за независимость, освоение континента, жизнь индейцев). Мировоззрение ведущих писателей этого периода окрашено в оптимистические тона, связанные с героическим временем войны за независимость и открывавшимися перед молодой республикой грандиозными перспективами.

Второй этап – зрелый американский романтизм (1840-1850-е годы). К этому периоду относится творчество Н. Готорна, Э. А. По, Г. Мелвилла, Г.У. Лонгфелло, У.Г. Симмса, писателей-трансценденталистов Р.У. Эмерсона, Г.Д. Торо. Большинство писателей этого периода испытывают глубокое недовольство ходом развития страны. Разрыв между действительностью и романтическим идеалом углубляется, превращается в пропасть. Не случайно среди романтиков зрелого периода так много непонятых и непризнанных художников, отвергнутых буржуазной Америкой: По, Мелвилл, Торо, а позднее – поэтесса Э. Дикинсон. В зрелом американском романтизме преобладают драматические, даже трагические тона, ощущение несовершенства мира и человека (Готорн), настроения скорби, тоски (По), сознание трагизма человеческого бытия (Мелвилл). Появляется герой с раздвоенной психикой, несущий в своей душе печать обреченности. Заметную роль в произведениях этого начинают играть сверхъестественные силы, усиливаются мистические мотивы. Это время высочайшего взлета американского романтизма, так называемый Американский Ренессанс, когда увидели свет знаковые творения романтического искусства: "Алая буква" (1850), "Дом о семи фронтонах" (1851), "Счастливый дол" (1852) Н. Готорна, "Белый бушлат" (1850), "Моби Дик" (1851) и "Пьер" (1852) Г. Мелвилла, "Хижина дяди Тома" (1852) Г. Бичер-Стоу, "Уолден" (1854) Г.Д. Торо, первая редакция "Листьев травы" (1855) У. Уитмена. Это время, когда американская поэзия, эссеистика и проза — роман и новелла — не только встали в один ряд с соответствующими жанрами европейской словесности, но и во многом вырвались вперед. В этот момент литература США становится одной из крупнейших мировых литератур.

Уравновешенно-оптимистический мир Лонгфелло и трансценденталистов о всеобщей гармонии в эти десятилетия стоят некоторым особняком.

Трансцендентализм – литературно-философское течение, появившееся в 30 х г. «Трансцендентальный клуб» был организован в сентябре 1836 г. в Бостоне, Массачусетс. С самого начала в него входили: Р.У. Эмерсон, Дж. Рипли, М. Фуллер, Т. Паркер, Э.Олкотт, в 1840 г. к ним присоединился Г.Д. Торо. Название клуба связано с философией «Трансцендентального идеализма» немецкого мыслителя И. Канта. Клуб с 1840 по 1844 гг. издавал свой журнал «Дайэл». Учение американского трансцендентализма поставило перед современниками вопросы глобального характера – о сущности человека, о взаимоотношениях человека и природы, человека и общества, о путях нравственного самосовершенствования. Что касается взглядов на свою страну, то трансценденталисты утверждали, что у Америки свое великое предназначение.

Третий этап – поздний американский романтизм (60-е годы). Период кризисных явлений. Романтизм как метод все чаще оказывается не в состоянии отразить новую реальность. В полосу тяжелого творческого кризиса вступают те писатели предыдущего этапа, кто еще продолжает свой путь в литературе. Наиболее яркий пример – судьба Мелвилла, на долгие годы ушедшего в добровольную духовную самоизоляцию.

В этот период происходит резкое размежевание среди романтиков, вызванное Гражданской войной. С одной стороны выступает литература аболиционизма, протестующая против рабства. С другой стороны, литература Юга, романтизируя и идеализируя «южное рыцарство», встает на защиту южного уклада жизни. Аболиционистские мотивы занимают заметное место в творчестве писателей, чье творчество сложилось в предшествующий период, – Лонгфелло, Эмерсона, Торо и др., становятся основными в творчестве Г. Бичер-Стоу, Д.Г. Уитьера, Р. Хилдрета и др. На всех этапах развития для американского романтизма характерна тесная связь с общественно-политической жизнью страны. Американские романтики выражают свое неудовлетворение буржуазным развитием страны, не принимают новых ценностей современной им Америки. Сквозной в их творчестве становится индейская тема: американские романтики проявляют искренний интерес и глубокое уважение к индейскому народу. После окончания Гражданской войны романтизм уступил реализму область эссеистики и прозы, еще оставаясь в поэзии (У. Уитмен, Г. Мелвилл, С. Лэнир, Э. Дикинсон и другие).

Региональные различия. Основные литературные регионы – Новая Англия (северо-восточные штаты), средние штаты, и Юг. Для романтизма Новой Англии (Готорн, Эмерсон, Торо, Брайент) характерно в первую очередь стремление к философскому осмыслению американского опыта, к анализу национального прошлого, к исследованию сложных этических проблем. Основные темы в творчестве романтиков средних штатов (Ирвинг, Купер, Полдинг, Мелвилл) – поиски национального героя, интерес к социальной проблематике, сопоставление прошлого и настоящего Америки. Писатели-южане (Кеннеди, Симмс) критикуют пороки капиталистического развития Америки, прославляя добродетелей «южной демократии», южного рыцарства. Поскольку общий уровень грамотности был значительно выше, чем, например, в Великобритании, подавляющее большинство американцев могло похвастаться знакомством с определенными базовыми текстами: Библией, трагедиями У. Шекспира, книгами Ч. Диккенса

Америка в XIX веке была раем для ученых (и лжеученых), обещавших совершенствование личности и оздоровление общества. Так, в 1840—1850-е в США наблюдалось повальное увлечение френологией (наукой, определяющей характер и склонности человека по выпуклостям его черепа), гидропатией (водолечением), холистикой (системой вегетарианского питания и гигиенического режима), месмеризмом (учением о "животном магнетизме") и тесно связанными с ним телепатией, ясновидением и спиритизмом. После 1848 года началась буквально "эпидемия" спиритизма (вызывание духов умерших посредством столоверчения). Эти общенациональные интересы разделяли Купер, По, Готорн, Лонгфелло и другие видные писатели, и общественные деятели.

Также характерной для американской литературы была путевая проза. Такие книги, как "Путешествие в Новую Англию и Нью-Йорк, 1769—1815" (1822) Тимоти Дуайта и особенно "Поездка в прерии" (1835) и "Книга о реке Гудзон" (1849) Вашингтона Ирвинга, расширяли литературные горизонты, отвечали мобильному духу нации и удовлетворяли пионерские устремления тех, кто вел оседлый образ жизни. Путевая проза писателей-романтиков опиралась на давнюю традицию "рассказа путешественника", характерного для доколониальной и колониальной литературы Нового Света; за описанием географических, топографических и культурных достопримечательностей, однако, теперь явственно обнаруживалось духовное и эстетическое измерение природы и незнакомых культур. О том, что их попытки создания американского эпоса были в большей или меньшей мере осознанными и целенаправленными, свидетельствуют как их собственные высказывания на сей счет, так и их произведения. Эпические поэмы Генри Уордсворта Лонгфелло "Эванджелина" (1847) и "Песнь о Гайавате" (1855), не были оценены на родине. А американские романтики-прозаики, прежде всего, В. Ирвинг, Дж. Фенимор Купер и Г. Мелвилл, создали коллективный национальный эпос, американскую мифологию. Рип Ван Винкль и Кожаный Чулок были восприняты как подлинно народные персонажи; Чингачгук - а не Гайавата – стал для читателей "настоящим индейцем", эпопея освоения фронтира навсегда слилась с романами Купера, а мелвилловский "Моби Дик" приобрел значение героического, почти библейского, эпоса США.

Джеймс Фенимор Купер

Американский романист, первый писатель Нового Света, чье творчество было признано Старым Светом и стало мощным стимулом для дальнейшего развития американского романа.

Его родиной был Берлингтон (штат Нью-Джерси), где он появился на свет 15 сентября 1789 г. в семействе, главой которого был судья, конгрессмен, крупный землевладелец. Он стал основателем поселка Куперстаун в штате Нью-Йорк, быстро превратившегося в небольшой городок. Там Джеймс Фенимор получил образование в местной школе. На протяжении многих лет отец Купера был городским судьей, поэтому с раннего детства Джеймс находился в гуще человеческих страстей. Он наблюдал быт и нравы индейцев, переселенцев из разных стран, слушал воспоминания участников войны. Будучи 14-летним подростком, стал студентом Йельского университета. Высшее образование получить не удалось, т.к. за нарушения дисциплины Купера отчислили из альма-матер.

На протяжении 1806-1811 гг. будущий писатель служил на торговом, позднее – на военном флоте. В частности, ему довелось участвовать в постройке на озере Онтарио военного корабля. Полученные знания и впечатления впоследствии помогли ему порадовать публику превосходными описаниями озера в своих произведениях.

В 1811 г. Купер превратился в семейного человека, его женой стала француженка Делана. Именно благодаря случайному спору с ней, как гласит легенда, Джеймс Фенимор попробовал себя в качестве литератора. Поводом якобы послужила фраза, оброненная им во время чтения вслух чьего-то романа, о том, что написать лучше несложно. В итоге всего через несколько недель был написан роман «Предосторожность», действие которого происходит в Англии. Произошло это в 1820 г. Дебют остался не замеченным публикой. Но уже в 1821 г. выходит «Шпион, или Повесть о нейтральной территории», романтизирующий период американской революции и борьбу за национальную независимость, и автор становится известным не только на родине, но и в странах Европы.

Написанный в последующие годы цикл романов «Пионеры, или Истоки Сасквианны» (1823), «Последний из могикан» (1826), «Прерия» (1827), «Следопыт, или Озеро-море» (1840), «Зверобой, или Первая тропа войны» (1841), посвященный американским индейцам и их отношениям с европейцами, прославили Джеймса Фенимора Купера на весь мир. Несколько идеализированный образ охотника Натти Бампо по прозвищу «Кожаный чулок», не менее интересные образы Чингачгука и некоторых других коренных жителей быстро пробудили к себе всеобщую симпатию. Успех серии романов был огромен, и его вынуждены были признать даже суровые британские критики, назвавшие его американским Вальтером Скоттом. Обработав местный фольклор, Купер показал, что история жизни простого охотника может быть не менее интересной, чем рассказ о деяниях великого полководца. Созданные Купером образы индейцев явились открытием для европейских читателей. Его герои вовсе не выглядели традиционными дикарями или необыкновенными, одетыми в золото и перья экзотическими жителями. Они были совершенно обычными людьми, наделенными человеческими страстями, ведущими свой образ жизни. Их поведение отличалось благородством и открытостью, а внутренний мир нередко превосходил мир пришельцев. Но вместе с тем Купер показывает и нелицеприятные стороны жизни индейцев: их жестокость, непримиримость к врагам, нежелание понять мотивы поведения белых людей, которые приехали в Америку не только ради выгоды, но и спасаясь от собственных несчастий и жизненного неблагополучия. Даже став известным писателем, Дж.Ф. Купер не занимался исключительно литературой. В 1826-1833 гг. его биография связана с масштабным путешествием по европейскому континенту в качестве американского консула во французском Лионе (должность была, скорее, номинальной, чем требующей активной работы). Купер посетил не только Францию, но и Германию, Англию, Бельгию, Нидерланды, Италию. Вернувшись домой, он выпускает ряд исторических романов, посвященных поворотным событиям европейской истории, — «Браво», «Гейденмауэр, или бенедиктинцы», «Палач, или аббатство виноградарей». Он увлекательно рассказывает о борьбе Венецианской республики за свою независимость, о крестьянских войнах в период немецкой Реформации, воскрешает легендарную историю бернского городского палача.

Но европейская история вскоре наскучила Куперу, и он вернулся к близким ему героям-американцам. Герои-индейцы постепенно уступили место образам поселенцев и крупных плантаторов. В трилогии «Сатанстоу», «Землемер» и «Краснокожие» Купер воссоздает историю трех поколений семьи крупных американских землевладельцев. Действие в этих романах снова разворачивается на фоне ярких исторических событий и продолжается несколько лет. Перед нами проходят страницы истории Соединенных Штатов, эпизоды Войны за независимость, борьбы за отмену рабства. Эта трилогия сразу же вызвала массу подражаний в американской литературе. Одним из наиболее удачных можно считать роман М.Митчелл «Унесенные ветром». Получили известность и т.н. морские романы, в частности, «Лоцман» (1823), «Красный корсар» (1828), «Морская волшебница» (1830), «Мерседес из Кастилии» (1840). Есть в творческом наследии Дж.Ф. Купера произведения исторического, политического, публицистического характера. Более двадцати лет он собирал материалы для фундаментальной «Истории американского флота». Опубликованная им в 1839 г., она, отличающаяся беспристрастным взглядом, восстановила против него и американцев, и англичан. В частности, жителями Куперстауна было решено убрать из местной библиотеки все книги знаменитого земляка. Судебные тяжбы с ними отняли немало сил и здоровья Купера в последние годы жизни. Умер он 14 сентября 1851 г., причиной смерти был назван цирроз печени.

Вашингтон Ирвинг

(3 апреля 1783 г - 28 ноября 1859 г)

Классик американской литературы, мастер короткого романтического рассказа и исторических исследований. Эссеист и поэт, большой любитель легенд и мистики, путешественник и биограф, он писал также под псевдонимами Джонатан Олдстайл, Дидрих Никербоккер, Джеффри Крэйан и Ланселот Лангстафф. В его произведениях переплетаются реализм и мистика, сказки и фантастика.

Вашингтон, самый младший из 11-ти детей Ирвингов, трое из которых умерли в младенчестве, родился 3 апреля 1783 г. в Нью-Йорке. Его отец Уильям, шотландец по происхождению, во время войны с французами служил младшим морским офицером под Нью-Йорком, где встретил красавицу Сару Сандерс, внучку английского викария. Они поженились в 1761 году, и два года спустя перебрались в Нью-Йорк. Уильям Ирвинг оставляет море, чтобы заняться торговлей, но какой бизнес, если по городу палят британские корабли — настали времена революционной войны американцев за независимость. Вашингтон, родившийся в доме на Уильям-стрит (недалеко от Уолл-стрит), получил свое имя в честь одного из основателей США — Джорджа Вашингтона. Когда первый президент приехал в Нью-Йорк, служанка Ирвингов поймала его в магазине и представила ему парня. “Пожалуйста, ваша честь,” сказала Лиззи, “вот ребенок, названный в честь вас!” Вашингтон положил свою руку на голову мальчику и дал ему своё благословение. Отец нации, пожалуй, и не догадывался, что благословлял отца американской литературы и своего дотошного биографа! Полусгоревший во время борьбы за независимость Нью-Йорк во время рождения Ирвинга был городишком, с населением около двадцати трех тысяч жителей (выходцев из Англии и Голландии), правда в нем с 1732 г. издавалась газета, а театр существовал с 1750 года. Для сравнения, в Лондоне тогда проживало около миллиона человек.

По окончании школы (1802 г.) Ирвинга направили в адвокатскую контору Хоффманна. Но Вашингтон не приобрел вкус к юриспруденции. Ирвинг путешествует по Гудзону (где можно встретить Летучего Голландца!), встречается с индейцами, добирается до Монреаля. Литературные склонности Вашингтон обнаружил ещё в детстве, написав в 10 лет шуточные стихи, а в 13 — пьесу и эссе. Первые литературные публикации Вашингтона — «Письма Джонатана Олдстайла», появившиеся в 1802 г. в “Утренних Хрониках”, газете, учрежденной его братом Питером. Это была смелая сатира, высмеивавшая театр и актеров. Хрупкое здоровье Ирвинга заставило его братьев в 1804 г. отправить Вашингтона в Европу. 19-го мая он сел на судно, капитан коего сказал себе, что на борту появился парень, у которого есть шанс пойти за борт прежде, чем завершится рейс. Но Ирвинг благополучно добрался до Франции, затем переехал в Италию. Его здоровье было восстановлено, он окружен друзьями. Ирвинг добирается до Лондона, он принят лучшим обществом, свет очарован его манерами. Ирвинг встречается со множеством людей, посещает театр, оперу, приглядывается к манерам людей, их привычкам, обычаям. Вернувшись в Нью-Йорк в 1806 г., он без особого интереса продолжил юридическое образование и даже получил звание барристера, но сославшись на слабое здоровье, оставляет юриспруденцию и начинает заниматься тем, чем всегда желал – литературой. Ирвинг в соавторстве с Полдингом и братом Уильямом выпускает популярный юмористический альманах «Сальмагунди», серию иронических зарисовок о жизни и быте Нью-Йорка. Вскоре происходит трагическое событие, повлиявшее на всю дальнейшую жизнь писателя – умирает его возлюбленная, дочь судьи Хоффмана, того самого, кто обучал его юриспруденции. Чтобы забыться, Ирвинг окунается в работу и в 1809 году выходит в свет «История Нью-Йорка», роман, написанный им в одиночку (братья забросили сочинительство — один их них стал врачом, а другой унаследовал отцовскую скобяную и бакалейную торговлю). В этой летописи-мистификации, пародировавшей жизнь американцев в прошлом и в настоящем, уже сказывается интерес автора к истории и к историческому колориту. Ирвинг продолжил писать и публиковать стихи, театральную критику и юморески в газете брата Питера.

Во время войны с Англией в 1812-1814 годах в чине полковника Ирвинг был адъютантом при губернаторе Нью-Йорка генерале Томпкинсе. Он пишет биографии морских военачальников, но это не тешит писателя-романтика. Умирает его мать, дело его отца терпит финансовый крах, и в 1815 году Ирвинг на последние деньги уезжает в Англию, надеясь на помощь брата Питера, жившего в Лондоне, и замужней сестры в Бирмингеме. Выяснилось, что автора «Никербоккера» знают в Англии, но на него смотрели как на диковинку в цивилизованном обществе. Вынужденный писать для заработка, Вашингтон Ирвинг сразу же определился с основной темой своего творчества, у него был свой герой и свой стиль, которые родились из юмористических очерков, печатавшихся в «Сальмагунди». Ирвинг издал сборник путевых заметок «Книга эскизов» (1815), сделанных им во время поездки в Англии под влиянием немецких народных сказок. В 1819-м при переиздании, эта книга была издана под псевдонимом «Джеффри Крэйан, джентльмен» и включала в себя два дополнительных рассказа «Легенда о Сонной Лощине» и «Рип Ван Винкль» (вошел в «Антологию» американского фантастического рассказа), которые ныне считаются лучшими произведениями автора, частью золотого фонда американской литературы. «Брейсбридж-холл» (1822) и «Рассказы путешественника» (1824) приносят ему существенный доход. В 1822-23 гг. Ирвинг жил в Дрездене, в 1824-м в Лондоне, где даже имел романтическую связь с Мэри Шелли, и в 1825-м в Париже. Многие новеллы Ирвинга есть не что иное, как фантастика, хотя иногда у писателя лишь завязка в немалой степени мистична и таинственна. В таких рассказах, как, например, «Жених-призрак» или «Легенда о Сонной Лощине», читатель до последних строк пребывает в уверенности необычайности происходящего. И лишь последние строки произведения все ставят по своим местам, а открывшийся реализм ситуации представляется единственно разумным объяснением.

Хотя Ирвинг неоднократно признавался, что его волнует все мистическое, сверхъестественное, однако в своих новеллах он последовательно, вполне в американском духе, разрушал атмосферу таинственного. Будучи наследником просветительских идей и поклонником Разума и не веря в потустороннее и «страшное», писатель тем не менее ощущал влечение к прекрасному миру вымысла.

Ирвинг провел несколько лет (1826-29 гг.) в Испании, изучая рукописи и книги, относящиеся к эпохе открытия Америки. В Мадриде он поступает в распоряжение возглавлявшего американскую дипломатическую миссию А.Эверетта, предложившего Ирвингу перевести ряд документов, имевших отношение к путешествиям Колумба. В 1828 г. Ирвинг публикует «Жизнь и путешествия Христофора Колумба» в трёх томах — обстоятельное историко-биографическое сочинение, в котором стремится возвести Колумба в некий романтический архетип мечтателя, одарённого богатым и вместе с тем ослепляющим его воображением и в силу этого обречённого на вечные искания и страдания. Через три года этот труд был дополнен «Путешествиями и открытиями сподвижников Колумба». Ирвинг увлёкся изучением арабо-испанской истории и Реконкисты («Хроника завоевания Гранады», 1829 — полубеллетристическая летопись борьбы испанцев с маврами, которую он якобы перевёл со средневекового манускрипта, приписанного им перу доминиканского монаха Антонио Агапиды). В Испании Ирвинг попадает в знаменитый дворец «Альгамбра», трехмесячное пребывание в котором вдохновляет его на написание одноимённой книги, содержащей, помимо исторических описаний и эссе, немало великолепных легенд, ставших любимыми новеллами у миллионов читателей.

20:35 09.07.2014К концу 1820-х его популярность писателя и мыслителя была столь высока, что Ирвинга избрали почетным членом Настоящей исторической академии (Real Academia de la Historia, 1828) в Испании. Спустя год в Лондоне он получает золотую медаль по истории от Королевского литературного общества (Royal Society of Literature), а вскоре почетные степени в Оксфорде, Колумбийском университете и Гарварде. В 1829-1832 годах Ирвинг занимал пост атташе при американской дипломатической миссии в Лондоне. Когда в 1832 году Вашингтон Ирвинг вернулся на родину в США, его ждал триумфальный прием и слава живого классика. Книга цикла новелл «Альгамбра» увидела свет в 1832 г. — в год его приезда на родину, куда он возвращается прославленным писателем и национальным героем. Впоследствии Ирвинг дополняет и перерабатывает «Альгамбру» до 1851 г. На родине Ирвинг продолжает путешествовать — в 1833 году он отправляется по рекам Огайо и Миссисипи, соприкоснулся с жизнью американского фронтира. Выходят в свет три новых тома занимательных очерков о прерии, пионерах и индейцах — «Путешествие в прерии» (1835), «Астория» (1836) и «Приключения капитана Бонвиля» (1837). В 1836 году Ирвинг переезжает в городок Тарритаун и селится в своей голландской постройки усадьбе Саннисайд на Гудзоне, поблизости от Сонной Лощины и подальше от Нью-Йорка. В 1842 году Ирвинг вторично посещает Испанию в качестве американского посла, проведя по заданию президента США Тайлера четыре года при испанском дворе. По возвращении он окончательно селится в Тарритауне где, уединившись, писал биографические книги и давал светы по политическим вопросам. Арабско-мусульманская тематика продолжала занимать писателя — он пишет «Легенды завоевания Испании» и «Магомет и его преемники» (1849). После смерти его невесты Матильды Хоффманн Ирвинг никогда не был женат и не имел детей. В течение четверти века проживал в Саннисайде вместе со своим младшим братом Эбенезером и его пятью дочерьми, которые и стали его настоящей семьей. Его первое Полное собрание сочинений вышло в Нью-Йорке в 1848-50 гг., а затем в Лондоне в 1851 году (в 15 томах). После кончины Ирвинга, в 1860-61 годах было издано его полное собрание сочинений (21 том). Самое полное на сегодняшний день собрание его произведений было выпущено в США в 30-ти томах, выходивших на протяжении 20 лет (1969-1989).

За несколько месяцев до смерти Вашингтон Ирвинг завершил пятитомное жизнеописание Джорджа Вашингтона. Ирвинг считал своими самыми значимыми произведениями именно биографические книги, но по иронии судьбы именно его новеллы из трех европейских сборников, в которых витает дух первых голландских переселенцев, ироничные рассказы об Америке и нравах ее населения, сегодня стали классикой. Умер Вашингтон Ирвинг в своем доме в г. Тарритауне (штат Нью-Йорк) накануне Гражданской войны. В день похорон Ирвинга 1 декабря 1859 г. все магазины были закрыты, город был в трауре. Его похоронили на кладбище Сонной Лощины около Старо-голландской церкви.

Герман Мелвилл

Родился 1 августа 1819 г. В Нью-Йорке. Третий из восьми детей состоятельного нью-йоркского коммерсанта Аллана Мелвилла, разорившегося, когда Герману было одиннадцать лет, умершего два года спустя. Будущий писатель не смог закончить школу и вынужден был работать, чтобы помочь семье. Он сменил несколько занятий, а в 1838 поступил матросом на британский торговый корабль "Св. Лоуренс". В 1841 году он отплыл из Массачусетса на китобойном судне "Акушнет", направлявшемся в Тихоокеанские воды.

Не поладив с капитаном, Мелвилл с приятелем высадились летом 1842 на одном из Маркизских островов и несколько недель провели среди приветливых аборигенов, которые, как выяснилось при более близком знакомстве с их обычаями, были каннибалами. Мелвилла подобрал проходивший мимо острова австралийский китобоец, где он принял участие в восстании матросов, за что какое-то время провел в тюрьме на Таити. Из Таити он отплыл на нантакетском китобойце, но был высажен в Гонолулу, несколько месяцев бродяжил на Гавайях, затем нанялся матросом на фрегат "Соединенные Штаты", на котором обошел весь Тихий океан и осенью 1844 года прибыл в Бостон.

Дома двадцатипятилетний Герман Мелвилл начал задумываться над своими приключениями и над своей дальнейшей судьбой. Мелвилл всерьез занялся самообразованием, стремясь наверстать упущенное в юности. Он перечитал всю доступную ему мировую художественную литературу, проштудировал сочинения философов прошлого и современности. Тогда же Г. Мелвилл начал писать. Результатом явились восхитившие читателей романы "Тайпи" (1846) и "Ому" (1847). В 1847 году Мелвилл женился и обосновался в городе Нью-Йорке в одном доме со своим младшим братом и его супругой, матерью и несколькими незамужними сестрами. Продолжай он и дальше писать приключенческие истории, он мог бы заработать состояние, но у Мелвилла был свой путь в литературе. Начиная с третьего романа "Марди" (1848), он начал неудержимо расходиться с читательской аудиторией. Две его следующие книги "Рэдберн" (1849) и "Белый бушлат" (1850) продавались лишь благодаря его связям с европейскими издательствами.

Знаменитый ныне "Моби Дик" (1851) писался запоем в западном Массачусетсе, куда на лето выезжали многие литераторы и где Мелвилл (на паях с тестем) купил большой фермерский дом "Эрроухед". Там он работал до полудня, а затем с вечера и всю ночь (еду ему приносили на подносе и ставили у двери). К зиме роман был закончен и ознаменовал собой полный разрыв Мелвилла и американской читающей публики.

Дальнейшие романы писателя "Пьер" (1852), "Израиль Поттер" (1855), "Проходимец" (1857), повесть "Бенито Серено", сборник краткой прозы "Рассказы на веранде" (1856), были сочтены то полным, то частичным провалом. Финансовое положение семьи Мелвилла, в которой было уже несколько детей, ухудшилось. Влиятельные друзья (среди них Н. Готорн, использовавший свою университетскую дружбу с президентом Ф. Пирсом) безуспешно пытались помочь писателю найти доходную должность.

В 1856 году Мелвилл продал свою половину "Эрроухеда" и один отбыл за границу, надеясь восстановить здоровье и душевные силы. Он посетил Шотландию, Англию, объехал средиземноморские страны Мальту и Грецию, затем — Египет, совершил паломничество в Святую Землю, где начал писать философскую поэму "Кларейль", на обратном пути побывал в Италии, Швейцарии, Германии, Нидерландах и через Англию вернулся домой. Два года Мелвиллы жили, главным образом, на доходы с публичных лекций на темы, вроде "Положение в Риме" или "Южные моря". Смерть в 1866 году тестя, оставившего в наследство семейству дочери свою половину "Эрроухеда", несколько выправила положение, и Мелвилл смог издать свои "Военные стихотворения" (1866). Они, однако, не привлекли особого внимания. В том же году писатель наконец получил должность таможенного инспектора города Нью-Йорк. В 1860—1870-е Мелвилл работал над "Кларейлем", поэмой в 18 тысяч строк, которую никто не понял. Последние же его годы были поистине трагическими; они принесли смерть двоих из его сыновей, тяжелую болезнь одной дочери и разрыв с другой. Перед самой смертью он закончил повесть "Билли Бадд, фор-марсовый матрос", которая была опубликована лишь в 1924 и признана одним из главных достижений американской литературы.

Эдгар Аллан По

Родился 19 января 1809 года в Бостоне, США где его родители, актёры, играли в ту пору в труппе местного театра. Мать Эдгара, Элизабет Арнольд По, была англичанкой, отец Эдгара, Дэвид По,— американцем ирландского происхождения. У Эдгара был еще старший брат и младшая сестра. Его отец умер, когда Эдгару не было еще и полутора лет, предположительно от чахотки. Элизабет По уехала летом 1810 года из Нью-Йорка в Ричмонд, чтобы снова отправиться в гастрольную поездку по южным штатам, где ее хорошо знала и любила публика, где и умерла от чахотки в конце 1811 года. Эдгара принял на воспитание зажиточный купец из Виргинии Джон Аллан.

Детство Эдгара прошло в обстановке достаточно богатой. Когда Эдгару было шесть лет, Алланы поехали в Англию и отдали мальчика в дорогой пансион в Лондоне, где он проучился пять лет. По возвращении Алланов в 1820 году в США Эдгар поступил в колледж в Ричмонде, который окончил в 1826 году. Заканчивать образование Эдгара отправили в университет в Ричмонде, тогда только что основанный. Эдгар развился рано: в пять лет он читал, рисовал, писал, декламировал, ездил верхом.. С ранних лет Эдгар писал стихи, увлекался фантастическими планами, любил производить психологические опыты над собой и другими. Характер будущего поэта с детства был неровный, страстный, порывистый. В его поведении отмечали много странного.

Жизнь в богатстве кончилась для Эдгара, когда ему не было и полных 17 лет. В университете он пробыл всего год. Осенью 1826 года произошел разрыв между Джоном Алланом и его приёмным сыном. Кто был «виноват», теперь выяснить трудно. По-видимому, искренне любила Эдгара только госпожа Аллан, а её муж давно уже был недоволен эксцентричным приёмышем. Поводом к ссоре послужило то, что Аллан отказался заплатить карточные долги Эдгара. Юноша считал их «долгами чести» и не видел иного исхода для спасения этой «чести», как покинуть богатый дом, где воспитывался. Для Эдгара По началась скитальческая жизнь. Покинув дом Алланов, он поехал в родной Бостон, где под псевдонимом «Бостонец» напечатал сборник стихов «Тамерлан и другие стихотворения», так и не достигнувший широкой публики. Это издание, вероятно, поглотило все сбережения юноши. Не имея приюта, он решился на крутой шаг — и поступил солдатом в армию под вымышленным именем. Службу он нёс около года, был у начальства на хорошем счету и даже получил чин сержант-майора. В начале 1828 года поэт, однако, не выдержал своего положения и обратился к приёмному отцу, прося помощи, и, вероятно, выражал раскаяние. Джон Аллан, может быть по ходатайству жены, пожалел юношу, оплатил наём заместителя и выхлопотал Эдгару освобождение. Но, приехав в Ричмонд, Эдгар уже не застал своей покровительницы: госпожа Аллан умерла за несколько дней до того (28 февраля 1829 года).

Получив свободу, Эдгар По вновь обратился к поэзии. В конце 1829 года в Балтиморе был вторично издан сборник стихов По под его именем, озаглавленный «Аль-Аарааф, Тамерлан и малые стихотворения». На этот раз книжка поступила в магазины и в редакции, но прошла незамеченной. Между тем Джон Аллан настаивал, чтобы Эдгар закончил своё образование. Решено было, что он поступит в Военную академию в Вест-Пойнте. В марте 1830 года, по ходатайству Аллана, Эдгар всё же был принят в число студентов, хотя по возрасту не подходил. Его приёмный отец подписал за него обязательство отслужить в армии пять лет. Эдгар неохотно шёл в академию. Нормальным порядком покинуть её стены он не мог. С обычной горячностью он взялся за дело и сумел добиться, что в марте 1831 года его исключили. Этим юный поэт вновь вернул себе свободу, но, конечно, вновь рассорился с Джоном Алланом.

Из Вест-Пойнта Эдгар По уехал в Нью-Йорк, где поспешил издать третий сборник стихов,: «Поэмы Эдгара А. По. Второе издание». Средства на издание собраны подпиской; подписались многие товарищи из академии, ожидающие, что найдут в книге те стихотворные памфлеты и эпиграммы на профессоров, которыми студент Аллан-По стал известен в школе. Но им пришлось разочароваться. Покупателей у книги, оценённой в два с половиной доллара, не нашлось. Летом 1831 года Эдгар жил в Балтиморе у своей тётки г-жи Клемм, ухаживая за своим старшим братом Генри, который вскоре скончался от туберкулеза. Несомненно, что в эти годы молодой поэт много работал. Им был написан ряд новелл — лучших в раннем периоде его творчества. Осенью 1833 года балтиморский еженедельник объявил конкурс на лучший рассказ и лучшее стихотворение. Эдгар По послал шесть рассказов и отрывок в стихах «Колизей». Члены жюри единогласно признали лучшими и рассказ, и стихи Эдгара По. Однако, не считая возможным выдать две премии одному и тому же лицу, премировали только рассказ «Рукопись, найденная в бутылке» (англ. MS. Found in a Bottle), за который автору выдали сто долларов. Деньги подоспели вовремя. Автор буквально голодал.

В 1835 году По тайно повенчался со своей тринадцатилетней кузиной, Виргинией Клемм, а затем снова венчался с ней же, но на этот раз церемония была публичной и состоялась в пансионе миссис Йаррингтон 16 мая 1836 года.

В период с 1833 по 1840 годы автор выпускает много поэм и рассказов, работает в журналах «Southern Literary Messenger» в Ричмонде. В 1841—1843 годах жил с семьёй в предместье в Филадельфии и работал в журналах «Burton’s Gentleman’s Magazine» и «Graham’s Magazine». В Филадельфии Эдгар По также намеревался издавать собственный журнал «The Stylus» (или «The Penn»), но эта затея не удалась.

В 1842 году у Виргинии после пения лопнул кровеносный сосуд и она находилась при смерти (к тому времени она была больна туберкулёзом),через некоторое время ей сделалось лучше, но приступы повторялись регулярно.

В 1844 переехали в Нью-Йорк и поселились за городом, в Блумингдейле, где был написан «Ворон». 29 января 1845 года «Ивнинг миррор» напечатала стихотворение.

Никогда еще на долю написанного американцем стихотворения не выпадало столь стремительного и широкого успеха. Ворон и в самом деле «грозил прогнать орла с национального герба». Тираж стихотворения многократно умножился бесчисленными перепечатками.

В течение недели люди повторяли колдовские стансы, теряясь в догадках об их таинственном авторе. И когда имя его открылось, По мгновенно прославился, превратившись в вызывающую всеобщее любопытство странную, романтическую, роковую и трагическую фигуру, какой с тех пор и оставался. Однако состояние Вирджинии ухудшалось, как и психическое состояние По. К тому же в 1846 года нью-йоркский журнал «Broadway Journal», с которым он сотрудничал, закрылся, и По утратил средства к существованию. Возобновилась бедственная жизнь.

В 1847 году Вирджиния умерла.

Последние годы жизни Эдгара По, 1847—1849, были годами метаний, полубезумия, высоких успехов, горестных падений и постоянной клеветы врагов. В жизни он держал себя странно, однако успел издать ещё несколько гениальных произведений. Но недуг уже разрушал жизнь поэта; припадки алкоголизма становились всё мучительнее, нервозность возрастала почти до психического расстройства. В сентябре 1849 По с большим успехом читал в Ричмонде лекцию о «Поэтическом принципе». Из Ричмонда Эдгар По выехал, имея 1500 долларов в кармане. Что затем произошло, осталось тайной. Может быть, поэт подпал под влияние своей болезни; может быть, грабители усыпили его наркотиком. Эдгара По нашли в бессознательном состоянии, ограбленным. Его привезли в Балтимор, где Эдгар По и умер в больнице 7 октября 1849 года. «Господи, спаси мою бедную душу» было его последними словами. Еще об авторе

Уильям Гилмор Симмс

(17 апреля, 1806 – 11 июня, 1870)

Поэт, романист и историк Юга.

Его произведения достигли высоты еще при жизни, Э. А. По, как литературный критик, провозгласил его наилучшим романистом, когда-либо рожденным Америкой. В свое время Симмс, действительно, был движущей силой предвоенной литературы и уверенным сторонником рабства, противостоящим течению «Хижины дяди Тома». Родился в Чальстоне, штат Южная Каролина в семье шотландско-ирландского происхождения. Мать умерла еще в его детстве, а отец разорился и был вынужден присоединиться к отряду, воевавшему с индейцами, вследствие чего Симмс воспитывался бабушкой. В отрочестве работал клерком в магазине, но в 18 принялся за изучение правоведения. Женился на Анне Малькольм Джайлз в 1826, получил разрешение на юридическую практику в 1827, хотя вскоре бросил это дело ради литературы.

Впервые написал стихотворение в восемь лет, а в 19 произвел на свет монодию – поэму на смерть – Чарльза Колусворта Пинкни. В 1827 году он издал первый сборник «лирических и других поэм». В 1828 стал журналистом в «Городской газете», а также редактором и совладельцем – этим он занимался до 1832, пока издание не перестало выходить. Симмс концентрируется на писательстве и в кратчайшие сроки выдает ряд поэм, среди них – свою сильнейшую «Аталантиду, Морскую историю» (Atalantis, a Tale of the Sea, 1832). Национальное признание принес в 1833 году роман «Мартин Фабер, рассказ преступника», написанный на основе раннего рассказа.

С 1830 по 1860 годы пишет большое количество популярных романов, сосредоточенных на тематике доколониального и колониального периодов истории Юга: «Йемасси» (1835), «Лилия и Тотем, или Гугеноты во Флориде» (1850), «Васконселос» (1853), «Кассик племени Киава» (1859) – последний считается многими критиками лучшей литературной работой Симмса. Поначалу южные читатели, в особенности, жители Чарльстона, не поддерживали своего земляка, потому что ему недоставало аристократического происхождения. Со временем он получил признание, как южный Джеймс Фенимор Купер и был приглашен в престижное закрытое музыкальное общество Св. Сесилии, существующее с XVIII века.

Симмс также написал восемь романов, действие которых происходило в Южной Каролине времен войны за Независимость, начиная с «Партизана» (1835), среди прочих были «Земляки» (1841) и «Катарина Уолтон» (1851). Наконец, он написал десять романов о расширении территории «фронтира» из Джорджии в Луизиану, такие как «Ричард Хардис, кровный мститель – Алабамская история» (1838) или «Пограничные псы: история из Миссисипи» (1840). В 1852-м опубликовал «Историю теннесийца», единственный полноценный юмористический роман в южном стиле. Он продолжал писать стихи, и в письме к литературному критику сознался, что не столь заинтересован в форме, как в содержании, и разрывается «между желанием быть точным и еще большим желанием быть оригинальным и искренним». Симмс был одним из лучших и самых уважаемых историков своего времени. Его «История Южной Каролины» (1842) служила нескольким поколениям основным школьным учебником. Он также писал невероятно популярные биографии героев Войны за Независимость. Также, часто выступал с лекциями по Американской истории и собрал одну из наибольших коллекций рукописей времен Войны за Независимость. К сожалению, почти вся она погибла, когда армия Шермана сожгла его дом.

Еще одним поводом для известности была его сильная поддержка рабства и литературное противостояние с «Хижиной дяди Тома», в ответ на которую он написал множество критики и книгу «Клинок и прялка». Несмотря на то, что это произведение вышло всего несколькими месяцами позднее романа Гарриет Бичер-Стоу, оно содержало большое количество разделов и дискуссий, которые явно осуждали и упомянутую книгу и взгляд на рабство. В романе описаны Война за Независимость и ее последствия, глазами капитана Порджи и одного из его рабов. Всего таких романов было написано несколько десятков (разными авторами), и сходство с романом Симмса заключалось в том, что главными героями были белый патриархальный хозяин-благодетель, его непорочная жена – и рабы, ведущие себя, как малые дети, нуждающиеся в опеке со стороны таких белых. В последние годы жизни, Симмс вошел в класс плантаторской элиты, и уверенно поддерживал Сецессию. В ходе Гражданской войны, изложил позицию Сецессионистов в еженедельной газете, и пострадал от рук федеральных войск, когда те захватили Чарльстон. В 1844-46 служил в Палате Представителей, чуть ли не был избран заместителем губернатора.

После войны писал мало, издал сборник военных стихов в 1866 году. Умер в 1870-м в Чарльстоне и был похоронен на Магнолиевом кладбище.
Статья об авторе